tgУроки и перемены, «Учительская газета», 19.11.1987 год

Так называлась колонка, которую вел Соловейчик в каждом номере «Учительской газеты» осенью 1987 года. На этих полудневниковых записях день ото дня вырабатывалась общая интонация матвеевской «Учительской», нарастала её сила и убедительность. В этих субъективных, часто вроде бы необязательных личных заметках удивительным образом фокусировались тысячи свежих откликов, отсветов, вопросов, надежд, рождавшихся в учительском мире, вступающем в эпоху бурных перемен.

Другая интонация

Все спрашивали, был ли я на уроке у Раисы Федоровны Пальчик. Но лишь в последний день командировки я попал в 4-ю харьковскую школу, во второй класс «Е», и сразу скажу, что не ушел, а выбежал из класса, возмущенный донельзя. Давно не охватывала такая злость, такая ярость, и вся она вылилась на первого попавшегося сотрудника облоно: «Что же мы делаем, – не мог я сдержаться, – ну что же мы все делаем? Вот как можно учить детей!»

До этого я был в другой школе, у Людмилы Васильевны Ямпольской. Она и Раиса Федоровна – двое из бывших учительниц той лаборатории, где проводился знаменитый харьковский эксперимент – обучение по теории содержательного обобщения. Кажется, их чуть ли не двое осталось, если я не ошибаюсь, – Л.Ямпольская и Р.Пальчик. В те времена учителей начальных классов готовили к занятиям всей лабораторией, психологи разрабатывали для них урок за уроком. Учителя постепенно приобретали новые качества, обучались непривычной манере говорить с детьми, непривычным приемам, усваивали непривычные цели – развивать, развивать, развивать ум ребенка. У них были свои экспериментальные учебники, своя программа...

Как можно было это все закрыть, разогнать, растоптать? Почему бы сегодня, спустя много лет, не отыскать виновных, и если не наказывать их, то хотя бы объявить их имена, чтобы неповадно было закрывать хорошую школу, многообещающий эксперимент.

Бюрократ сегодня – не человек с бумагами, он сегодня первый против бумаг и против инструкций, он занят другим, он тесно связан с жизнью – он душит все живое, он душитель. Он наработал до того послушный аппарат, что стоит мизинцем двинуть – и нет человека, и нет школы, поскольку нет на свете школы, которую нельзя было бы разгромить, нет человека, которого нельзя было бы оклеветать, и нет идеи, которую нельзя было бы опорочить.

Но что же было на уроке Раисы Федоровны, что восхищает?

Крайне простые с виду маленькие происшествия.

– Не разучились ли мы с вами за воскресенье грамотно писать? – спросила учительница, поздоровавшись с ребятками, и дала им маленький диктант: «Весенние деньки. Дождливая весна. Ослепительное солнце. Радостный праздник».

Мальчик по имени Валера писал на доске. Когда он закончил работу, оказалось, что в слове «дождливая» первую гласную он пропустил:

«Я не знаю, как писать: «дождливая» или «даждливая?» – объяснил он.

Весь результат учения и воспитания проявился в интонации этого мальчика, в том, с какой простотой и уверенностью произнес он свое «не знаю».

Учительница сильно похвалила его.

– Мне приятно, – сказала она, – что там, где Валера не знает, как пишется звук в слабой позиции, он и не пишет. Спасибо! Молодец!

В конце урока был такой эпизод. Учительница спросила детей об окончании прилагательных, получила ответ и сказала:

– Встаньте, пожалуйста, все, кто согласен!

Дети встали – все, кроме одной маленькой девочки.

Учительница мягко попросила ее объясниться. Девочка – ее звали Аня – сидя (а весь класс стоит!) совершенно спокойно сказала:

– Я забыла, на какой вопрос отвечает прилагательное, поэтому я не встала.

А вы, читатель, могли бы сидеть там, где все до одного встают?

Недавно где-то писали, что нынешняя школа растит сутулых детей – не только физически сутулых, но и нравственно сутулых, привыкших сгибаться, привыкших действовать как все: все сидят – и он сидит, все встали – и он встал, все голосуют – и он голосует... Какой вред приносят эти люди в жизни – вряд ли об этом надо говорить.

Но вот в некоторых классах уже учат детей так, чтобы они росли прямыми. А в других?

Кiлькiсть переглядiв: 380

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.