Накануне 50-летия харьковского педагогического лицея №4, которое отмечается сегодня, его выпускники разных лет решили обратиться к городским властям с просьбой присвоить этому учебному заведению имя Зои Михайловны Соколовой.

Спасибо, Зоя Михайловна!

/Files/images/Соколова-болш.jpg Ресурс «Одноклассники» оказался тем самым мостиком, который позволил людям, разбросанным судьбой по всему миру, вернуться в дорогое для них прошлое. В поддержку инициативы посыпались воодушевленные письма из Украины, России, Европы, Америки, Австралии:

«Если вы где-нибудь прочитаете или услышите, что в школе самое главное — это дети, это прозвучит очень банально. Но дело в том, что такие школы — огромная редкость. А мы учились именно в такой школе. В нашей школе любили детей. Нашей школе мы были важны и нужны. Вы не поверите, но мы были главнее отчетов и циркуляров гороно и облоно… А это очень много, если с первого класса чувствуешь себя любимым и защищенным…»

«Когда встречаются люди, учившиеся в нашей школе, это пароль, это мгновенное узнавание, счастливое чувство братства…»

«Нам несказанно повезло в самом начале жизни, что мы учились в этой школе…»

«Дело тут не только в том, что у нас были прекрасные учителя… Необыкновенной была сама атмосфера школы, уникальная среда дружественности, дома, где тебе рады, тебя ждут, о тебе тревожатся. Центром этого мира, его генератором, была наша директор школы Зоя Михайловна Соколова. Это она постановила, что никому не интересно, кто твои родители, а интересен ты сам…»

«Бывает редчайший дар любви ко всем детям, желание их защитить, научить. Зоя Михайловна любила нас, мы были ей интересны, она свято верила в воспитательную силу любви…»

Это лишь малая толика добрых слов в адрес бывшего директора школы, которые вошли в книгу, написанную выпускниками к юбилею школы. Согласитесь, из уст современных выпускников такое можно услышать нечасто…

Зоя Михайловна Соколова приняла руководство школой в 1966 году по настоятельной просьбе гороно. Далось ей это решение нелегко, поскольку пришлось покинуть свою гордость и детище — любимую «пятую» школу. Тем не менее она с воодушевлением принялась за новую работу — по-другому просто не умела. И постепенно «четвертая» стала одной из лучших школ города, ее успехи стали известны далеко за пределами Харьковской области.

Перед выпускниками школы №4 раскрывались двери лучших вузов страны. Школа стала базовой для филологического и физико-математического факультетов государственного университета им. Горького, политехнического института, авиационного, юридического, медицинского институтов.

В 1978 году в «четвертую» перешли учительский коллектив и ученики школы №17, известной своей экспериментальной программой развивающего обучения. Правда, это не спасло 17-ю от закрытия и расформирования — здание потребовалось метростроителям при сооружении станции «Пушкинская».

Ни одна «элитная» школа города не захотела брать к себе детей и учителей, работавших по нестандартным методикам. Согласилась только Зоя Михайловна и коллектив «четвертой». Таким образом, подготовка педагогической революции, которую осуществила концепция развивающего обучения, проходила именно в школе №4. Здесь и под сенью 17-й школы были рождены знаменитые «Букварь и русская речь» В. В. Репкина, «Математика» Г. М. Захаровой, проходили апробацию многие значимые учебники и пособия — например, «Геометрия» академика А. В. Погорелова, которая и сегодня является ведущим учебником во всех странах бывшего СССР.

При непосредственной поддержке З. М. Соколовой в школе была основана так называемая «Школа диалога культур». Именно здесь была разработана концепция учебного диалога как базовой формы обучения, со временем получившая распространение во многих учебных заведениях США и Европы.

Но все эти успехи были, конечно, значимым, но не главным. Важно то, считала Зоя Михайловна, чтобы ее дети, ее ученики стали не только образованными, но и всесторонне развитыми, высокоинтеллигентными людьми — Людьми с большой буквы.

В этой школе всегда учили и учат Доброте, Искренности, Сопереживанию, Сочувствию, Трудолюбию, Вдумчивости, Открытости, Любознательности. Здесь было принято много читать, знать историю искусств, не пропускать премьер в театрах Харькова, ходить на концерты в филармонию. Здесь были драматическая и художественная студии, свой прекрасный хор, руководитель которого впоследствии организовала известную «Скворушку» во Дворце пионеров. Огромным успехом у школьников и педагогов пользовались литературные вечера, в подготовке которых с воодушевлением участвовала вся школа. «И что тут такого?» — спросит читатель. Просто на вечерах, которые организовывала заслуженный учитель СССР Светлана Ивановна Бабич и которые всячески поддерживала Зоя Михайловна, дети знакомились с творчеством полузапрещенных Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама… Согласитесь, это поступок для тех лет!

Традиция гордости

Здесь ко всему подходили творчески, и это было особенно заметно в организации рабочего пространства: со временем в школе были созданы и оборудованы замечательные кабинеты языка и литературы, истории и биологии. Рабочее место кабинета химии в качестве образцового даже экспонировалось на выставке достижений народного хозяйства в Киеве, ну, а кабинет физики, особенно в те далекие годы, просто поражал воображение! Регулированная подача постоянного и переменного напряжения электрического тока, подведенного к табло у каждого рабочего места, автоматическое зашторивание окон, два регулируемых экрана, дистанционное управление кинопроектором, показом диафильмов, диапозитивов, всевозможные световые табло, пульт управления и различные дополнительные устройства в демонстрационном столе и в стене, отделяющей кабинет от лаборантской и т. п. Где уж там современным интерактивным доскам — они заведомо не дотягивают до того, что разработали для своих учеников учителя 4-й школы в 1970 — 1980-е годы.

Отдельная история — производственные мастерские, также создававшиеся при активнейшем участии Зои Михайловны. Вначале — столярная и слесарно-механическая, затем год за годом появлялись радиомонтажный класс, класс радиотелеграфистов, класс машинописи…

Результаты вдохновляли. Ежегодные выставки творческих работ «кружковцев» привлекали немалый интерес, и не только внутри школы: например, один из экспонатов (электронное счётное устройство) даже был удостоен медали ВДНХ. Но важны, конечно, были не медали, основной задачей было другое: из малого в школе непременно старались создать нечто особенное, чтобы обязательно возвеличить роль учеников.

Даже игра была важна, если она заставляла детей с гордостью думать и говорить о школе. У ребят, например, была собственная зарегистрированная коротковолновая радиостанция: в школе был создан радиоузел, в коридорах и классах установлены динамики. Члены радиокомитета регулярно выступали со школьными новостями, музыкальными антрактами — разумеется, только на переменах. Лишь однажды школьный распорядок был нарушен и уроки были прерваны громогласным, ликующим сообщением: «Внимание, говорит школьный радиоузел. Товарищи, ребята — ура! Гагарин в космосе!» Однако нарушителя простили, потому что понимали, как важно, чтобы не только трудности, но и радость могла быть общей.

«Самое важное — сделать так, чтобы ребята могли гордиться нашей школой», — этим убеждением Зои Михайловны постепенно проникались и родители, и учителя. Да они и сами ею необыкновенно гордились: оказывается, так бывает — на работу можно идти как на праздник!

«Как приятно вспомнить родную школу, с которой я прожил с первых дней её существования — август 1953 г. (ещё мебель, парты затаскивали в классы) и до последнего месяца пребывания на родине (больше 40 лет!); школу, которой отдано было столько сил, энергии, труда, заботы, вдохновения, с которой пережито было столько ярких, счастливых минут, часов, дней...» — это снова из письма.

Светлана Ивановна Бабич (заслуженный учитель СССР), Софья Феликсовна Волынская, Валентина Ивановна Галака, Софья Яковлевна Долгова, Светлана Ивановна Заливадная, Ефим Моисеевич Квичко, Ирина Алексеевна Конихина, Раиса Федоровна Пальчик, Людмила Александровна Петрова, Павел Андреевич Приз, Александра Семеновна Хейфиц, Валентина Сергеевна Шарая, Михаил Давидович Ямпольский и многие-многие другие… Сколько замечательных учителей — талантливых, чутких, самозабвенных — собрала Зоя Михайловна под сенью своей школы! Как много личного такта, внимания, участливости и внутренней творческой силы потребовало это от нее самой!

Не только деятельная забота директора о каждом из членов педагогического коллектива, но и организованные при ее участии праздничные «посиделки», самодеятельные капустники, любительское кино, шутки и песни — все это немало способствовало сплоченности, энтузиазму самих учителей. Важно было в первую очередь создать увлеченную, «зажигательную» атмосферу среди взрослых, чтобы потом от этой искры загорелись и души ребят.

И дети — радовали, очень радовали. А ведь многие из них были теми, кого называют «трудными», таких хватало в любое время, а особенно в послевоенное...

Сегодня другое, тоже сложное время. Но нынешнему молодому директору 4-й школы Ирине Ивановне Черевань удалось сохранить здесь самое главное — взаимоуважение Учителя и Ученика, их общее стремление искать, открывать новое и не бояться трудностей.

Наверное, Зоя Михайловна Соколова, однажды взявшая «четвертую» под свое крыло, и сегодня держит его раскрытым над этой школой…

Борис РУКАВИШНИКОВ

Кiлькiсть переглядiв: 559

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.